On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум магов и магической помощи Энергомир.
Бесплатные консультации, проведение диагностик. Гадание на картах Таро и скандинавских рунах.
Много полезной информации о магии и эзотерике, энергетических практиках, черной магии, приворотах, целительстве и астрале.
Оказание магических услуг, помощь в любых ситуациях без обмана.
Если вам нужна квалифицированная помощь - просто создайте тему в резделе Помощь магов online и в скором времени специалистами форума будет проведена бесплатная диагностика, которая ответит на все ваши вопросы.
Навязчивая реклама на форуме дана самим хостингом. Старайтесь не обращать внимания, дорогие гости, и учтите, что за качество рекламируемых услуг (зачастую, откровенно шарлатанских) форум не несет никакой ответственности

АвторСообщение
Ученик ОГМ


Сообщение: 2429
Зарегистрирован: 14.01.13
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.21 09:36. Заголовок: Древнескандинавская космогония


Древнескандинавская космогония – сотворение, устройство и судьба мира

Сотворение мира

Вначале была только великая бездна Гиннунгагап (этимология слова неясна), она зияла в центре бесконечной пустоты, а по ее краям вращались два мира – Муспелльхейм и Нифльхейм. Муспелльхейм – мир света и огня, в котором могут жить лишь те, кто в нем родился. Муспелльхеймом управляет огненный великан Сутр (в переводе – почерневший от пламени), у него горячая черная кожа и огненный меч в руке.

Нифльхейм – полная противоположность Мусплеллю. Это мир мороза, льда и вечной ночи, изначально он не был заселен. Поток льда и морозного воздуха из Нифльхейма постоянно проникал в Гиннунгагап и исчезал в бездне. В это время с другой стороны из Мусплелльхейма шел жар, и однажды горячее пламя Муспелля встретилось с холодной тьмой Нифльхейма в самом центре бездны Гиннунгагап.

Из этого союза родилось первое живое существо – исполин Имир (в переводе – кричащий). Верно, вроде как Сурт существовал задолго до Имира, но в эддических текстах полно противоречий. Пока Имир спал, из его пота под правой рукой выросли два первых человека – мужчина и женщина. В это же время одна нога Имира «родила от другой ноги» (цитата из Эдды) первого инеистого великана, которые впоследствии заселили Нифльхейм.

Морозные глыбы Нифльхейма продолжали таять рядом с огнем Муспелля и вскоре изо льда вышла небесная корова – Аудумбла. Из ее сосков текли четыре великие реки, которыми питался Имир. Сама корова питалась тем, что лизала холодные соленые глыбы, разбросанные по всему Гиннунгагапу (откуда взялись эти глыбы – история умалчивает, а может из Нифльхейма). В первый день корова вылизала изо льда волосы, во второй – голову, а на третий день полностью освободила человека по имени Бури (в переводе – прародитель).

Вскоре у Бури появился сын Бёр (в переводе – сын), правда совершенно неясно – от кого? Либо же Бури, как и Имир, был существом-гермафродитом. Бёр женился на дочери великана (видимо – инеисторого, других то еще не было) по имени Бёстла (в переводе – жена). О происхождении Бёстлы ничего не известно, сказано лишь, что она дочь Болторна (в переводе – гибельный шип). У них родилось три сына – Один, Вили и Вё (перечислены по старшинству). Три брата по неизвестной причине убили Имира, при этом из его тела вытекло столько крови, что она полностью затопила всех инеистых великанов, кроме Бергельмира и его жены, которых Один спас на лодке и вывез в Нифльхейм.

Один, Вили и Вё бросили тело Имира в Гиннунгагап и из его частей сотворили мир: из крови – океан, моря, озера и реки; из плоти – землю; из волос – деревья, а из костей – горы. Из зубов Имира они сделали камни и прибрежную гальку, а его сломанные кости сгодились для образования рудных залежей. Но пока братья строили мир, тело Имира начало гнить и в нем завелись жуткие личинки – по приказу Одина эти личинки приняли человеческий облик и поселились в земле и скалах (не совсем ясно, о ком речь – о темных альвах или о светлых, потому что согласно исландскому фольклору в холмах и горах живут как раз светлые альвы, образ которых позже видоизменился до волшебных фейри).

Затем сыны Бёра сотворили небо из черепа Имира, и по четырем его концам поставили четырех цвергов (карликов, темных альвов), которых звали – Север, Юг, Восток и Запад. Из мозга Имира братья сотворили воздух и облака. Потом Один, Вили и Вё взяли искры Муспелльхейма и создали из них небесный огонь, который согревал и освещал землю и небеса.
Древнескандинавская космогония – сотворение, устройство и судьба мира Скандинавия, Мифология, История, Викинги, Видео, Длиннопост

Мироустройство

Когда Один, Вили и Вё бросили искры Мусплелльхейма в центр Гиннунгагап, мировая бездна осветилась и перестала существовать. На ее месте выросло исполинское дерево, которое «нанизало» на себя все миры. Этих миров девять:

• Асгард – высший мир, мир богов-асов. В Асгарде у каждого бога свой чертог, например у Одина – Вальхалла (залы павших), у Фрейи – Фольквангр (поле людей), у Тора – Трудхейм (земля силы).

• Мидгард – срединный мир, населенный смертными. Изначально задуман, как промежуточный мир между Асгардом и враждебными мирами – Йотунхеймом и Нифльхеймом (хотя насколько враждебен Нифльхейм неясно, потому что Тор и остальные сражаются только йотунами).

• Хельхейм – нижний мир, мир мертвых, завершает стержневую триаду миров. Хельхеймом правит дочь Локи – Хель по поручению Одина. Туда попадают люди, умершие недостойной смертью. Однако Хельхейм – вовсе не христианский ад, там никто никого не мучает.

• Муспелльхейм – предвечный мир огня, о котором я уже сказал. Причем в эддических текстах говорится, что Муспеллльхейм был самым первым миром и некоторое время он существовал в одиночестве на границе бездны Гиннунгагап. Его населяет народ огненных великанов.

• Нифльхейм – о нем тоже уже сказано, это мир инеистых великанов (потомки Бергельмира). Напрямую Асгард с Нифльхеймом никогда не воевал, об инеистых великанах вообще мало известно и даже в Рагнарёке они не будут принимать участия. Где относительно Асгарда расположены Муспелль и Нифльхейм – неизвестно.

• Альвхейм – мир светлых альвов (эльфов). О нем также практически ничего не известно, ни асы, ни люди почти не встречаются с альвами (вероятно – по инициативе последних). Традиционно Альвхейм располагают «над» Асгардом.

• Свартальвхейм – мир темных альвов (они же – цверги, карлы, гномы). Темные альвы – великие кузнецы и мастера, живут под землей. Свартальвхейм традиционно располагают между Мидгардом и Хельхеймом.

• Йотунхейм – мир великанов йотунов (или ётунов). Расположен на западе от Асгарда и Мидгарда. Именно в Йотунхейм постоянно путешествует Тор, чтобы сражаться. Теоретически напрямую йотуны не могут попасть в Асгард, только через Мидгард. На самом деле похоже, что в Асгард вообще нельзя попасть ни откуда, кроме как из Мидгарда по Бивресту. И неизвестно, можно ли попасть из Асгарда в другие миры, а вот Мидгард – это явно узловая точка, отсюда можно попасть в любой мир и сюда же – из любого мира.

• Ванахейм – расположен на востоке от Асгарда, мир ванов. Ваны – древние боги, воплощения стихийных сил природы. Известно, что асы долго воевали с ванами и едва не проиграли им, но заключили союз и обменялись пленниками. Учитывая, что пленником в Ванахейм поехал брат Одина, впоследствии ставший правителем этого мира, ситуацию можно рассматривать как хитрый политический ход Всеотца.
Древнескандинавская космогония – сотворение, устройство и судьба мира Скандинавия, Мифология, История, Викинги, Видео, Длиннопост

Существует еще один мир – Утгард (в переводе – «за оградой», либо «внешнее пространство»). О нем мало известно, он упоминается лишь в одном мифе («Путешествие Тора в Утгард»). Этот мир населен могучими людьми (они не называются великанами), а правит ими Утгарда-Локи – великий колдун, мастер иллюзий, которому служат огонь и старость. Также Утгарда-Локи управляет мировым змеем Ёрмунгандом, и по этой причине его иногда соотносят с образом асгардского Локи, который был отцом Ёрмунганда.

Кстати, о Ёрмунганде. Его позиция в космогонии совершенно непонятна. В Эддах сказано, что Один окольцевал Ёрмунгандом мировой океан, чтобы его воды не разлились. Неясно, где именно расположен змей – вокруг только Мидгарда или… всей вселенной? И также неясно, как воды мирового океана не расплескивались раньше, либо же потомство Локи появилось до создания Мидгарда или даже до появления Иггдрасиля.

В финале путешествия Тора в Утгард, когда бог грома и его спутники проигрывают все испытания Утгарда-Локи, тот выставляет их за ворота своего мира и ворота исчезают. Этот момент можно рассматривать двояко – либо Утгарда-Локи действительно иллюзионист колоссальной силы, так что может скрыть от асов целый мир (кстати, видят ли его Один и Хеймдалль?), либо он не так уж силен, просто смог затуманить Тору и его друзьям голову и все эти испытания, как и сам Утгард, оказались всего лишь умело наведенными чарами.
Древнескандинавская космогония – сотворение, устройство и судьба мира Скандинавия, Мифология, История, Викинги, Видео, Длиннопост

Также стоит упомянуть, что в кроне Иггдрасиля живет великий олень Эйктюрнир (в переводе – с дубовыми рогами), который эту самую крону регулярно объедает. В корнях дерева расположился черный дракон Нидхёгг, который поедает трупы мертвых и заодно точит ствол Иггдрасиля. Дракон постоянно ругается с орлом, живущим в кроне Иггдрасиля вместе с оленем, но так как они находятся слишком далеко друг от друга, сообщения между ними переносит белка Рататоск, которая постоянно снует вверх-вниз по стволу.

Всего у Игграсиля три корня – первый находится «на небе» (цитата из «Видения Гюльви»), под ним расположен источник Урд, возле которого живут богини судьбы – Норны. У второго корня нет имени и где он находится неясно, но именно под этим корнем расположен Источник Мудрости, который охраняет Мимир и из которого испил Один, оставив в залог правый глаз. Третий корень опять же безымянный, под ним находится источник Хвергельмир (в переводе – кипящий котел). Из этого источника берут начало все подземные реки, в том числе те, что текут рядом с Хельхеймом и Нифльхеймом.

Кстати, взаимосвязь этих двух миров вызывает больше всего вопросов. В эддических текстах есть указания на то, что Хельхейм – вовсе не отдельный мир, а лишь часть Нифльхейма. Река Гьёлль, как сказано в «Старшей Эдде», отделяет Хельхейм от Нифльхейма, то есть они как минимум расположены очень близко.

Рагнарёк

На самом деле, до нас дошло не так уж много древнескандинавских мифов, причем многие из них – обрывочны. О большинстве мы поговорим позже, а сейчас, чтобы логически завершить разговор о космогонии, я немного скажу о Рагнарёке (в переводе – гибель богов).

Рагнарёк – это не конкретный день, а цепь событий, которая начнется с того момента, когда чудовищный волк Фенрир (еще один сын Локи) порвет свои цепи и вырвется из пещер Гнипахеллира (где расположены эти горы – непонятно, похоже где-то в Мидагрде). Фенрир пожрет луну и солнце, и весь мир погрузится во тьму и холод.

Это событие назовут Фимбульвинтер (в переводе – великанская зима). Зима продлится три года, к ее финалу Локи и Хель заключат союз с Суртом и единым войском выступят против асов – в этом войске будут мертвые Хельхейма, огненные великаны Сурта и все дети Локи – помимо Хель, там же будет и Фенрир с Йормунгандом.

Против войска мертвых и чудовищ выступят все воины Асгарда, во главе армии богов будет стоять Один и его эйнхерии – те самые смертные воины, после гибели попавшие в Вальхаллу. Вероятно, воины, попавшие к Фрейе в Фольквангр, тоже будут в этом войске. Что касается смертных Мидгарда – по всей видимости, они не будут принимать участие в битве (что, в общем-то, логично).

Битва состоится на равнине Вигрид (перевод неоднозначен – либо «место битвы», либо «место, которого еще нет»). Один будет биться с Фенриром и волк загрызет Всеотца, но в следующее мгновение сын Одина – бог мщения Видар разорвет Фенриру пасть (по другому тексту – пронзит его клинком). Тор сойдется с Йормунгандом и убьёт его, но тут же сам умрет от яда змея. Локи будет сражаться с Хеймдаллем и они убьют друг друга. Фрейр сойдется с Суртом и великан одолеет вана. Неизвестно, с кем будут биться другие персонажи, например – Хель, Хермод, дети Тора, и будут ли женщины принимать участие в битве – Фригг, Фрейя и валькирии. Кстати, вопреки распространенному заблуждению слово «валькирия» не переводится как «дева битвы» и вообще не имеет к этому образу отношения. Валькирия значит «собирающая павших», и нет описаний, мол, у них крылатые шлемы и они там воительницы не в себе. Нюанс в том, что в позднем северном фольклоре многие женщины-воины называются валькириями, например – Брюнхильда из легенды о Зигфриде (которая позже легла в основу эпоса «Песнь о Нибелунгах»).
Древнескандинавская космогония – сотворение, устройство и судьба мира Скандинавия, Мифология, История, Викинги, Видео, Длиннопост

Когда Сурт убьет Фрейра, огненный великан увидит, что так не должно быть. Брат не должен биться с братом, а смертные не должны страдать из-за ошибок богов. Тогда Сурт соберет воедино всю мощь Муспелльхейма и уничтожит мир во вспышке всепоглощающего пламени. Иггдрасиль тоже будет уничтожен, но не все миры падут и не все существа будут сожжены. Согласно эддическим текстам, из миров останется как минимум Ванахейм, а из его населения – Мимир (не понятно – в виде ли головы или уже целехонький). Также выживет черный дракон Нидхёгг, который улетит в закат (буквально). Из богов выживут дети Тора Моди и Магни (Магни наследует Мьёльнир), а также Хёд и Бальдр. Рагнарёк переживут всего два человека – девушка Лив (в переводе – жизнь) и юноша Ливтрасир (в переводе – пылающий жизнью).

Лив и Ливтрасир укроются в роще Ходдмимир (перевод неизвестен, возможно как-то связана с Мимиром). По одной из версий (версия К.Симмека), речь тут идет не о роще, а о конкретном дереве – собственно об Иггдрасиле, который тоже переживет Рагнарек. Слово «роща», по Симмеку, является ошибкой переводчика. Также в эддах сказано, что Лив и Ливтрасир не умрут от голода, потому что будут питаться «живительной росой». В итоге, они дадут начало новому поколению людей и вместе с асами будут строить новый мир.

Заключение

Безусловно, скандинавская космогония фаталистична. Всем управляют богини судьбы – Норны, свободы выбора по сути нет, а история мира известна наперед и в итоге этот мир будет уничтожен, почти никто не спасется.

Вторая ключевая черта скандинавской космогонии – это цикл нескончаемой войны. Мир начался с битвы и смерти – Один с братьями убили Имира. Битвой и смертью этот же мир закончится – Рагнарёк. Также в большинстве скандинавских мифов так или иначе присутствует мотив схватки – кто-то с кем-то постоянно воюет (в основном Тор), кто-то постоянно преодолевает какие-то невероятные трудности (Скирнир, Хермод).

Плюс образ Вальхаллы – один их центральных в культуре викингов. Да, скандинавские воины действительно стремились к смерти, они были готовы и даже хотели умереть в каждом бою. Но смерть не была самоцелью – они не кончали жизнь самоубийством и сами не бросались на клинки врагов. А усопших, вопреки распространенному заблуждению, оплакивали, потому что человеческие чувства (дружба, любовь, другие формы привязанности) никто не отменял.

Однако для скандинавов смерть в бою не была финалом, ни в каком из смыслов. Она не была переходом, сменой фазы существования. Она не была противоположностью или завершением жизни. Смерть была продолжением жизни, просто кому-то в итоге суждено оказаться по разные стороны баррикад (честно прожившие жизнь и при этом необязательно погибшие в бою будут биться в рядах эйнхериев, остальные – на стороне Локи и Хель в войске мертвецов).

И тем не менее, финальный эпизод скандинавских космогонических мифов – Рагнарёк – говорит о том, что этот мир погибнет, чтобы дать начало миру новому – лучшему. Избавленному от зла и порока. Правда, нет никаких гарантий, что люди и асы в итоге не построят новый мир абсолютно таким же, как старый. Но это уже совсем другая история. Или та же самая, но повторенная снова?..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Ученик ОГМ


Сообщение: 2519
Зарегистрирован: 14.01.13
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.21 07:22. Заголовок: Мировое древо. Во м..


Мировое древо.

Во многих мифологиях центром мира, где сходятся земля и небо, считается гора, подобная греческому Олимпу, — на ее вершине обитают боги. В скандинавской мифологии небо и землю, помимо моста-радуги, соединяло гигантское дерево — ясень Иггдрасиль. Пророчица вёльва называет его «древом меры» или «древом предела» и вспоминает те времена первотворения, когда оно еще не проросло. Возле него и расположено главное святилище асов.

Об Иггдрасиле рассказывает любознательному Гюльви Равновысокий: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг». Кажется, что этот текст окончательно запутывает читателя, который хочет разобраться в скандинавской мифологической картине мира: ведь корни дерева, с уходящей в небо кроной, должны быть в преисподней. Здесь же получается, что один тянется одновременно в бездну и Ётунхейм — северную страну инеистых великанов, а другой вообще на небо или к центру мира — к асам.

В одной из мифологических песен «Старшей Эдды» — «Речах Гримнира» — сам Один под видом старика Гримнира является на пир к тому конунгу, которого его жена Фригг обвиняла в скупости, и там рассказывает об устройстве мифологической вселенной и мировом древе. В его описании у Иггдрасиля также три корня растут в трех направлениях: под одним располагается загробный мир — преисподняя Хель, под другим обитают инеистые великаны, под третьим — люди. Если люди оказываются под корнем мирового дерева, значит, это дерево вообще перевернуто вверх корнями... В этом образе перевернутого дерева нет ничего необычного — так действительно использовали деревья в качестве колонн, подпиравших потолок жилища (такое дерево описано в «Саге о Вёльсунгах» — героях скандинавского эпоса). Но даже если представить себе, что космический ясень подпирает своими корнями небосвод, остается неясным, как они могут тянуться и до преисподней.

Здесь нам придется вспомнить о значении мифологической символики и о числе три, оно часто встречалось нам в переселенческих сказаниях германских народов. Земля делилась в них на три части тремя вождями; три бога — Один, Вили и Ве — создают всю землю; земля в представлениях древних и средневековых географов — в том числе Снорри Стурлусона — делится на три части, три континента... Этому делению земли соответствует мифологическое деление вселенной на три части — небо, землю и преисподнюю. Мифологическое сознание пыталось совместить горизонтальное деление с вертикальным — это было необходимо, чтобы совместить, сделать единым мир богов и мир людей, чтобы созданная богами вселенная не распалась. Поэтому столь странно, на современный взгляд, простираются корни мирового древа — древо предела прорастает так, чтобы охватить и объединить все пределы мира, «все миры» скандинавской мифологии. Древняя вёльва, которую пробудил Один для пророчеств, помнит древо предела еще не проросшим (или расположенным в преисподней) и не три, а целых девять корней и девять миров...

Корень мирового ясеня, который простирается к инеистым великанам, наделен особым значением для богов и людей. Инеистые великаны — первые разумные существа, появившиеся в мире, и им доступна изначальная мудрость — знание о происхождении мира. Этой мудрости ищет не только любознательный Гюльви-Ганглери, ее добивается и сам Один. Изначальная мудрость была скрыта в источнике, текущем из-под корня мирового древа в земле великанов, и им обладал мудрейший из них — Мимир (это имя родственно разным индоевропейским словам со значением «память»). Сам Всеотец Один явился туда и попросил дать ему напиться из источника, но за знания нужно было платить, и Мимир потребовал у бога его глаз в залог. Великан получил часть всевидения бога — он скрыл глаз в источнике мудрости, Один — всеведение первых существ.

Этот обмен ценностями между богами и великанами пронизывает всю скандинавскую мифологию и соединяет все миры, подобно корням мирового дерева. Но в этом обмене уже чувствуется нечто роковое и «нечистое». Дело в том, что одноглазые существа в мифах народов мира — это, как правило, не боги, а злобные демоны, нечистая сила (вроде русского Лиха одноглазого). Конечно, сам Один не был чужд демонических свойств — он был богом битв и бури, божеством неистовства в явлениях природы и в человеческих конфликтах. Но кривизна этого бога была признаком исходной ущербности, неполноценности того мира, владыкой которого он стал, убив со своими братьями первого великана. Ясеню Иггдрасилю грозили беды от хтонических монстров, грызущих его корни, — мир богов также был изначально нестабилен, он был подвластен року, судьбе, и об этом напоминал богам другой источник, что протекал у корня мирового древа на небе.

Этот источник звался Урд — его имя и означало «Судьба», «Рок». В этом источнике обитают три девы: первая носит то же имя Судьбы, Урд, вторая именуется Верданди, что значит «Становление», третья — Скульд, «Долг, Обязанность». Вместе с тем их имена означают неизбежность течения времени: имя Урд означает свершившееся, прошедшее время, Верданди — настоящее, Скульд — неизбежное будущее. Это — девы судьбы или норны, подобные греческим мойрам. Схожие с ними многочисленные женские божества или духи, которые также называются норнами или дисами, приходят к каждому новорожденному младенцу и наделяют его судьбой — доброй или злой, в зависимости от характера самого божества. Они и происходят от разных мифологических существ — одни от богов, другие от карликов (карлов, цвергов), третьи — от альвов, духов природы, наименование которых напоминает об эльфах европейских сказок и легенд. Но главные норны определяют судьбы всего мира, воплощают его прошлое, настоящее и будущее. Их происхождение таинственно, как таинственно многое, что восходит к началу времен. В некоторых песнях «Старшей Эдды» три благие девы, витающие над миром, происходят от великанов; некие три великанши явились к богам, и это стало концом золотого века, но были ли эти великанши норнами — неясно.

Мировое же дерево, растущее у источника норн, не только соединяет все миры в мифологическом пространстве, оно связует прошлое и будущее. Это мифическое время — время, отмеряемое чередованием дня и ночи, светилами, передвигающимися по небосводу в своих колесницах, — кажется безразличным к судьбам мира и человека. Это время космических циклов, время вечного повторения. Но это не так. Будущее предначертано и миру, и богам, и человеку. Это их судьба — будущее оказывается одновременно и прошлым, предопределившим грядущую судьбу. Знают о судьбах мира и его конце древние великаны и вёльвы-провидицы, обитавшие в начале времен, или норны, обитающие у начала всех миров, у корней ясеня Иггдрасиль. В судьбах, в том числе и смерти человека, сведущи те же норны, которые присутствуют при его рождении.

В верованиях многих народов души еще не рожденных младенцев обитают в ветвях мирового дерева. Древо судьбы было и родословным древом. Исландский скальд Эгиль Скаллагримсон в своей песни «Утрата сыновей» сравнивает погибшего сына с ясенем, выросшим из его рода и рода его жены, и взятым Гаутом-Одином в мир богов — к родным душам. Умершие возвращались в мир предков, к мировому дереву.

Судьбы всех существ решаются у мирового древа и воплощения всех миров сходятся у его ствола, в кроне и у корней. В его ветвях обитает огромный мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб; белка Грызозуб снует вверх и вниз по его стволу — она переносит бранные слова, которыми обмениваются дракон Нидхёгг и орел. Четыре оленя объедают его листву, а в «Старшей Эдде» упоминается еще множество змей, грызущих вместе с Нидхёггом его корни, а ствол ясеня подвержен гнили. Поэтому норны должны ежедневно поливать ясень из источника Урд и даже удобрять его — воду они черпают вместе с грязью, что покрывает берега. Вода этого источника священна — что ни попадает в нее, становится белым. Она настолько живительна, что ясень остается вечнозеленым. «Древо жизни вечно зеленеет», — писал Гете в Фаусте, продолжая эту древнюю германскую традицию.

Роса, стекающая с Иггдрасиля на землю, — медвяная, ею кормятся пчелы и собирают нектар. В источнике плавают два чудесных лебедя. Лебеди — волшебные птицы, в которых любили превращаться божественные девы и спутницы Одина валькирии. Весь же бестиарий — животный мир, который связан с мировым деревом, воплощает все сферы мироздания и их взаимосвязь: орел (и ястреб) обитают в поднебесье, но ищут добычу на земле, дракон — чудовище преисподней, но благодаря крыльям может достигать небес, лебеди — водоплавающие птицы; четыре оленя также воплощают четыре стороны света, как и карлики, сидящие на краю земли.

«Древо предела», растущее в центре мира и соединяющее все миры скандинавской мифологии, достигает своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. Тут мы начинаем понимать, почему Асгард оказывается одновременно и на небе, и в центре мира: ведь его пронизывает мировое дерево. В Вальхалле оно именуется Лерад — «Укрытие». На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет каждодневно большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни. Целая роща волшебных деревьев растет в Асгарде у ворот Вальхаллы, Она именуется Гласир — «Блестящая», потому что все листья там из красного золота.

Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир — «С дубовыми кончиками рогов»; он также поедает листья, и с его рогов каплет столько влаги, что она, стекая вниз, наполняет поток Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек. Олень — священное животное, связанное с мировым деревом в самых разных мифологиях мира; эта связь бросалась в глаза творцам древних мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их рога сами напоминают дерево. Рогам Эйктюрнира не случайно приписывались «дубовые кончики» — мы можем заподозрить, что сам олень в недошедшем до нас германском мифе выступал в качестве мирового дерева — ведь с его рогов начинались все мировые воды. В поздней исландской «Песни о солнце», написанной уже в христианскую эпоху, но в традициях языческой поэзии скальдов, говорится о солнечном олене, ноги которого стояли на земле, а рога касались неба.

Заметим, что не только змеи — хтонические существа преисподней, олени, воплощающие земной мир, и птицы — небесные создания в кроне мирового дерева, но и мифологические числа, связанные с мировым деревом и окружающими его существами, имеют особый смысл. Три рода животных, воплощающих три сферы мироздания, четыре оленя — четыре стороны света, двенадцать рек, текущих от мирового древа, и двенадцать богов, собирающихся на свой священный тинг под его кроной, — это не просто количественные параметры Иггдрасиля. Разгадать значение этих цифр помогает русская загадка о мировом дереве: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких да семь черненьких». Двенадцать гнезд — это двенадцать месяцев, четыре синицы — это четыре времени года, яйца — семь дней и семь ночей в неделе. Мировое дерево в разных мифологиях воплощало не только пространство, но и время, Иггдрасиль соединял не только все миры — он был средоточием времени, соединял прошлое и будущее.

Прошлое и будущее встречалось у корней мирового древа, у источника норн. Но мифологическое время — особое время, когда будущее — судьба богов — уже известно и присутствует рядом с настоящим. Мифологическая история одновременно и завершена — ведь она уже рассказана в мифах — и открыта для будущего. Поэтому странные вещи случаются порой с мифологическими персонажами.

Один из них — Мировой змей Ёрмунганд — был порожден на свет тогда, когда творение уже завершилось. Злобный ас Локи стал отцом этого и других чудовищ, которые в конце времен атакуют Асгард и истребят древних врагов. Змей этот так вырос, что смог уместиться лишь в мировом океане, где он кольцом окружает землю, кусая собственный хвост. Поэтому он и называется Мидгардсорм — Змей Мидгарда, или Пояс мира. Но у него есть и другое название, Ёрмунганд, что означает «великий посох». Что общего между «посохом» и «поясом»?

Мы терялись бы в догадках, если бы историки не знали, что у соседей скандинавов — саксов, долго придерживавшихся языческих верований, была почитаема священной роща, что звалась Ирминсул. Там они поклонялись столпу, именуемому Ирмин, — ему оказывали особые почести по случаю побед, и хронист Видукинд отождествляет его с римским Марсом. Это значит, что столп — или священная колонна саксов — был связан с культом германского бога неба и войны Тиваца: у скандинавов он назывался Тюр. С именем Ирмин-Гермин связывают и название германского народа гермионы (ведь и в скандинавских мифах первая человеческая пара была сотворена из деревьев).

Но название этой колонны — Ирмин — родственно тому имени Мирового змея, которое и означало «великий посох» или столп — Ёрмунганд. Значит, Мировой змей был связан с мировым древом и даже был одной из его ипостасей: ведь это древо должно было объединять горизонтальное и вертикальное пространства. Ведь и сам Один, непосредственно связанный с мировым деревом — однажды он пригвоздил себя к нему копьем, — среди прочих прозвищ носил имя — Посох богов. Лишь когда в скандинавской мифологии возобладали эсхатологические мотивы — пророчества о конце света, — тогда этот змей стал по преимуществу враждебным миру чудовищем. Но и в конце времен этот змей будет связан с мировым древом: когда он поползет на сушу, то есть нарушит порядок космоса, ясень Иггдрасиль — мировая ось — содрогнется. Не Тюр, а потеснивший его Один стал богом Мирового древа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ученик ОГМ


Сообщение: 11375
Зарегистрирован: 05.03.13
Откуда: angraal.com
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.21 12:49. Заголовок: Помнить бы ещё, что ..


Помнить бы ещё, что это всё внутри традиции находится. В реальности всё по другому, увы

...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ученик ОГМ




Сообщение: 3726
Зарегистрирован: 06.08.14
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.21 21:39. Заголовок: Внутри эгрегора впол..


Внутри эгрегора вполне

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ученик ОГМ


Сообщение: 3401
Зарегистрирован: 14.01.13
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.24 10:10. Заголовок: Эльфы и гномы. С то..


Эльфы и гномы.

С того дня, когда на небе впервые зажглось солнце, жизнь на земле стала веселее и радостнее. Все люди мирно трудились на своих полях, все были довольны, никто не хотел, стать знатнее и богаче другого. В те времена боги часто покидали Асгард и странствовали по свету. Они научили людей копать землю и добывать из нее руду, а также сделали для них первую наковальню, первый молот и первые клещи, с помощью которых были потом изготовлены все остальные орудия и инструменты. Тогда не было ни войн, ни грабежей, ни воровства, ни клятвопреступлений. В горах добывалось много золота, но его не копили, а делали из него посуду и домашнюю утварь - вот почему этот век и назывался "золотым".

Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды. Один, Вили и Be нашли в ней червей, которые завелись в мясе Имира. Глядя на эти неуклюжие существа, боги невольно задумались.
- Что нам с ними делать, братья? - произнес наконец Be.- Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?
- Ты ошибаешься, - возразил Один. - Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков-гномов или черных эльфов и дадим им во владение подземное царство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов.
- А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к свету и солнцу? - спросил Вили.
- Не бойся, брат, - ответил Один. - Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей.

Так возникли альвы, названные так по их смуглой коже. Эти маленькие создания с темной кожей, зелеными глазами, большими головами, короткими ножками и ступнями, похожими на вороньи лапы, были столь некрасивы, что им приказали укрыться под землей и никогда не показываться на поверхности днем, иначе под лучами солнечного света они обратятся в камень. Будучи менее могущественными, чем боги, они все же были намного умнее людей, а так как им было известно все и даже будущее, то и боги, и люди обращались к ним за знанием.

- Но мы забыли не только про земные недра - мы забыли и про воздух - сказал Be. Давайте превратим одних червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других - в светлых эльфов и поселим их в воздухе между землей и Асгардом, в Льёсальфахейме, или в Стране светлых эльфов.

Так возникли эльфы, маленькие белые существа, жившие в воздухе между небом и землей, а правил им добрый бог Фрей, живший во дворце в Альвхейме. Это были прекрасные добрые создания, чистые и невинные. Они были такими маленькими, что могли летать совершенно незамеченными среди цветов, птиц и бабочек. Так как они очень любили танцевать, то часто соскальзывали на землю по лунному лучу, чтобы потанцевать на траве. Держа друг друга за руки, они становились в круг, образовывая "сказочные кольца", которые легко можно было узнать по более насыщенному зеленому цвету и впечатлению более густой травы.

Остальные боги согласились с ними. Вот как появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льёсальфахейм.

Черные эльфы, которых обычно называют гномами, вскоре стали искуснейшими мастерами. Никто лучше их не умеет обрабатывать драгоценные камни и металлы, и, как вы еще узнаете впоследствии, сами боги нередко обращались к ним за помощью.

В то время как их собратья работали в недрах земли, светлые эльфы трудились на ее поверхности. Они научились выращивать самые красивые и ароматные цветы и с тех пор каждый год покрывают ими землю, чтобы она была еще лучше и еще прекраснее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ученик ОГМ


Сообщение: 3402
Зарегистрирован: 14.01.13
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.24 06:11. Заголовок: Рагнарек. Уже не пе..


Рагнарек.

Уже не первый год был прикован к скале бог огня, уже скорбь по светлому Бальдру начала стихать в сердцах Асов, уже великанша Ярнсакса родила Тору второго сына, по имени Моди, почти не уступавшего в силе своему брату Магни, уже побежденные богом грома великаны забыли дорогу в Асгард, уже люди заселили все самые дальние уголки Митгарда.

Асы много столетий подряд по-прежнему правят миром, с годами растут их богатства и слава. Люди поклоняются им, а великаны боятся их. Но собираются над ними черные тучи и с каждым днем приближаются сумерки богов.

Снег падал на четыре стороны света. Ледяные ветры носились по земле. Солнце и луну заволокло мглой. Не наступала весна, не приходило лето, осень не приносила ни плодов, ни злаков, и зима опять перерастала в зиму.

Было три зимы, длившиеся три года. Первая называлась Зимой Ветров: ураганы свирепствовали, снег валил не переставая, и мороз стоял лютый. Много детей человеческих погибло в ту страшную зиму.

Вторая зима называлась Зимой Меча: оставшиеся в живых принялись грабить и убивать ради крохи пищи; брат поднимал руку на брата, и по всему миру кипели великие войны.

А третья зима называлась Зимой Волка. Тогда древняя колдунья, обитавшая в Ярнвиде, железном лесу, вскормила волка Манагарма трупами павших в бою и непогребенных людей. Огромным и могучим вырос волк. И настал день, когда эйнхерии, пирующие в Вальхалле, увидели, что их скамьи забрызганы кровью, капавшей с его клыков. Это был знак богам, что близок час последней битвы. Спадают оковы с бога огня, и он встает, полный злобы и мести.

И вот глубоко в недрах земли прокричал петух, ржаво-красный кочет владычицы Хель, и крик его всколыхнул нижние миры. В Ётунхейме прокричал багряный кочет Фьялар, и по его крику поднялись великаны. Высоко в Асгарде тоже прокричал петух, золотой кочет Гуллинкамби, и крик его пробудил воинов в Вальхалле.

Из-под земли донесся лай. Это в пещере Гнипахеллир лаял Гарм, пес с окровавленной пастью. Карлики, услышав его, застонали в своих каменных темницах. Древо Иггдрасиль заскрипело всеми своими ветвями. Раздался скрежет: то великаны сдвинули свой корабль; и раздался конский топот: то собиралось воинство Муспелльсхейма.

Но Ётунхейм, и Муспелльсхейм, и Хель напряженно ждали. А вдруг волк Фенрир не сумеет порвать узы, которыми связали его обитатели Асгарда? Без него победа над богами невозможна. И вот затрещала скала - Фенрир вырвался на свободу. Во второй раз пролаял пес Гарм в пещере Гнипахеллир.

Тут земля задрожала под копытами конницы Муспелльсхейма, и хохот Локи потряс воздух, и затрубил рог Хеймдалля, и с грохотом распахнулись пятьсот сорок дверей, чтобы выпустить по восемьсот готовых к бою героев.

Тем временем Один держал совет с головою Мимира. Он поднял ее из глубин источника мудрости и с помощью известных ему чар заставил говорить с ним. Где асам, ванам и эйнхериям, героям Мидгарда, лучше всего встретиться с ратями Муспелльсхейма, Ётунхейма и Хель и как лучше сразиться с ними? Голова Мимира посоветовала Одину сойтись с ними в долине Вигрид и биться так, чтобы силы зла были уничтожены навеки, пусть даже ценой гибели его собственного мира.

Всадники Муспелльсхейма достигли Биврёста, радужного моста. Вот-вот они ворвутся в селение богов и предадут его огню. Но Биврёст подломился под тяжестью воинов Муспелльсхейма, и они не добрались до Асгарда.

Ёрмунганд, опоясывающий мир змей, восстал из моря. Воды хлынули на землю и смыли ее последних обитателей. Мощная волна подхватила два корабля - Нагльфар, который так долго строили из ногтей великаны, и ладью царицы мертвых Хель. Направляемый великаном Хрюмом, Нагльфар со всем воинством Ётунхейма на борту поплыл к месту последней битвы. Туда же Локи повел ладью из царства Хель, на которой находился Фенрир.

Поскольку Биврёст рухнул, асы и ваны, асини и дочери ванов, эйнхерии и валькирии двинулись к долине Вигрид через реку Тунд. Предводительствовал ими Один в золотом шлеме на голове и с копьем Гунгнир в руке. Тор и Тюр ехали бок о бок с ним.

В Мюрквиде, темном лесу, ваны сшиблись с полчищами Муспелльсхейма. С обломанного конца Биврёста сыпались на них всадники в горящих латах, дышашие огнем. Там был Ньёрд со Скади, своей воинственной женой-великаншей, закованной в броню. Там была Фрейя. Рядом с Фрейром была Гёрд в боевых доспехах Ослепительно сверкал меч Сурта. Столь же ярко сверкал только один меч в мире тот, что Фрейр уступил Скирниру. Фрейр и Сурт схватились, и Фрейр пал в этой схватке, чего не случилось бы, будь у него в руке его собственный чудесный булат.

И в третий раз залаял Гарм, пес с окровавленной пастью. Он вырвался на свет и свирепыми прыжками помчался к долине Вигрид, куда боги стягивали свои силы. Громко лаял Гарм. На краю небес клекотал орел Хресвельг. И вот небо раскололось, и древо Иггдрасиль потряслось до самых основ.

Туда, где боги выстроили свои рати, приплыли корабли из Ётунхейма и из царства Хель, прискакали всадники Муспелльсхейма и прибежал Гарм, пес с окровавленной пастью. А из моря, подступившего к долине Вигрид, выполз змей Ёрмунганд.

Что же сказал Один богам и героям, сплотившимся вокруг него?
- Мы отдадим наши жизни и позволим уничтожить наш мир, но будем сражаться так, что злые силы сгинут вместе с нами.

С ладьи Хель соскочил волк Фенрир. Его пасть была так широко разинута, что нижняя челюсть мела землю, а верхняя скребла небо. На бой с волком вышел Один Всеотец. Тор не мог подсобить ему, ибо должен был схватиться с Ёрмунгандом, мировым змеем.

Волк Фенрир растерзал Одина. Но тут подоспели более молодые боги. Молчаливый ас Видар спрыгнул со своего коня прямо перед носом Фенрира. Поставив ногу в сандалии, сшитой из обрезков кожи, которую припасали для него башмачники, на нижнюю челюсть волка и, упершись руками в его верхнюю челюсть, он порвал ему глотку. Так был убит Фенрир, самый ярый из всех врагов Асгарда.

Чудовищный змей Ёрмунганд затопил бы все вокруг своим ядом, который он уже приготовился изрыгнуть, если бы Тор не размахнулся и не сокрушил его Мьёлльниром. Нанеся удар, Тор отскочил на девять шагов, но змей успел плюнуть на него, и, ослепленный, задыхающийся и обожженный, защитник мира погиб. Но Магнии и Моди поднимают молот своего отца и тоже вступают в бой, а Ульр без промаха стреляет из своего лука и поражает множество великанов.

Локи сцепился с Хеймдаллем, стражем радужного моста и хранителем богов. Он сразил Хеймдалля, но и сам был сражен им.

Храбро бился Тюр, ас, пожертвовавший своей правой кистью, чтобы пленить Фенрира. Храбро бился он, и много исчадий зла приняли смерть от его левой руки. Но Гарм, пес с окровавленной пастью, загрыз Тюра и погиб вместе с ним.

И тут в вихре пламени, сверкая латами и мечами, в долину ворвались всадники Муспелльсхейма. Сурт, повелитель Муспельхейма убивает Фригг и других богинь, сражавшихся рука об руку со своими мужьями. Но сам погибает под ударом Мйольнира. Великаны побеждены, но огненный меч повелителя Муспельхейма упал на ясень Игдрасиль, и могучее дерево вспыхнуло. Его корни, источенные драконом Нидгёгом, не в силах больше держать ствол, и он падает. Вместе с ним рушится небесный свод, а земля погружается в мировое море.

Волк Скель догнал солнце - Соль, а волк Гети луну - Мани. И исчезли Соль и Мани в их утробе. Звезды попадали с неба. Мир погрузился во тьму.

Море накрыло сожженную и опустошенную землю, и над ним нависло черное небо, потому что не было больше Соль и Мани. Но в конце концов воды схлынули, а дым рассеялся и вновь явилась земля, зеленая и прекрасная. Новое солнце и новая луна засияли на небе еще ярче и красивее. Это дочь Соль и дочь Мани. И за ними не гнались кровожадные волки.

Асгарда, Митгарда, Йотунхейма и Муспельхейма больше нет, нет и страны гномов и страны эльфов. Но высоко-высоко в небе, там, где раньше был Асгард, но только еще выше его стояли младшие боги. Это были молчаливый Видара, храбрый Вали, могучие Магни и Моди и меткий Ульр - они остались живы. Вместе с ними Бальдр и Ход, которым удалось вырваться из царства Хель. За поясом у Магни молот его знаменитого отца. Молодые боги разговаривают друг с другом, вспоминая дела и подвиги минувших веков, и строят для себя новую страну, а под ними из мирового моря опять подымается земля. Она вся зеленая, она покрыта чудесными лесами, садами, пастбищами и нивами.

Видар и Вали нашли в траве послание старших богов - золотые дощечки с рунами мудрости. Там говорилось о небесах над Асгардом, не тронутых огнем Сурта, где правили Вили и Be, Воля и Святость.

Двое людей пережили Рагнарёк. Огонь Сурта не коснулся их. Они спали далеко в глухом лесу, а когда пробудились, мир вновь был зелен и прекрасен. Питались они утренними росами. Это были женщина и мужчина, Лив и Ливтрасир. Они вышли из леса и народили детей, которые, тоже народив детей, заселили землю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2675
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Besucherzahler
счетчик посещений
Посетителей сайта (всего) с 2010 года:
html counterсчетчик посетителей сайта