|
| Ученик ОГМ
|
Сообщение: 2600
Зарегистрирован: 14.01.13
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 05.12.21 09:48. Заголовок: хтоническая символика волка
Волку присуща хтоническая символика. Прежде всего, само происхождение волка в легендах связано с землей: волк слеплен из глины или из грязи. В этиологических легендах происхождение волка может связываться или сопровождаться происхождением гадов. В народных представлениях волк нередко объединяется с гадами – нечистыми животными, которых запрещено употреблять в пищу и одним из характерных признаков которых является слепота или слепорожденность. Мотив слепоты проявляется в южнославянских оберегах от волка: глиной, грязью, навозом «замазывают» глаза волка, «зашивают» ему их. Украинская загадка соотносит волка темнотой: «Прийшла темнота пiд наши ворота». Затмение солнца (или луны) объясняют пожиранием его фантастическим существом наподобие летающего змея, название которого (укр.-закарпат. «воркулаб», сев.-зап.болг. «върколак», сев.-восточ.-серб. «врколак») связано с волком. У соседних румын этим существом может быть просто волк. Хтоническая природа определяет связь волка с умершими. Она проявляется в южнославянских представлениях о ходячем покойнике-вампире, который может иметь волчий облик и называться вук. Некоторые заговоры от волка свидетельствуют о том, что он бывает у мертвых на том свете. В Полтавской области записан рассказ о девушке, которая гадала о женихе: она сделала мостик из палочек и положила его перед сном себе под голову. Ночью ей приснился волк, который перешел через мостик и она вскоре умерла. В Полесье при встрече с волком призывают к себе умерших , называют их по имени, «гукаюць мёртвага», вспоминают его, зовут знакомого умершего охотника, называют имена троих покойных предков – «сваих радителяу мяртвых тры чалавеки». Время разгула волков у поляков Хелмского воев. Связано с днем Всех святых, посвященным умершим. С духом предка связан домовой дух, называемый у болгар «таласъм», который иногда появляется в облике волка. В черниговском Полесье при встрече с волком к нему обращаются: «Дамавой хазяин, старани дарогу». Так же, как умерших или домового, белорусы и поляки приглашают волка к рождественскому ужину. У южных славян тоже приглашают волка на рождественский или новогодний ужин или выносят ему еду на перекресток, чтобы он не трогал скотину. К этому же кругу представлений можно отнести и болгарское поверье, что волк, родившийся в одно время с человеком, умирает одновременно с ним. Представление о волке как двойнике человека известно и сербам. По книге А.В. Гура «Символика животных в славянской народной традиции».
|